Ремонт скважинных насосов: как делать правильно
Когда перестал работать насос в скважине возникает проблема обеспечения водой приусадебного участка и частного дома. Во время работы устройство подвергается действию различных вредных факторов окружающей среды, что требует постоянного надзора за исправностью агрегата.
При эксплуатации системы водоснабжения возникают две частых проблемы: загрязнение ее и износ оборудования от долгой эксплуатации. Как выполнить ремонт скважинных насосов самостоятельно предлагается узнать из этой статьи.
Как предотвратить неисправность насоса
Любую поломку всегда гораздо проще предотвратить, чем после устранять.
Совет: Идеальным вариантом является проведение профилактического осмотра и обслуживания. Делать это необходимо не меньше одного раза в год, а лучше дважды –осенью и весной.
Для проведения профилактики необходимо:
- Достать насос из скважины. Эта работа бывает не всегда простой, особенно если скважина имеет большую глубину, а оборудование весит до 50 килограммов. Работу лучше производить с помощником.
- После того как агрегат был извлечен из источника, нужно осмотреть шланг для скважинного насоса, подвесной тросик и кабель для подачи электроэнергии.
- Проверяется корпус на наличие его повреждений, загрязнений, отсутствие очагов коррозии.
- Насос нужно ненадолго запустить и послушать его работу, любой посторонний звук может свидетельствовать о возникновении неполадок.
- Периодическая проверка и очистка помогают значительно снизить вероятность возникновения неисправностей.
- Присутствие песка и ила на насосе свидетельствует о том, что скважину необходимо раскачать, иначе заиливание может привести к поломке насоса, устранить которую вряд ли удастся.
Причины, вызывающие выход насоса из строя
Самой распространенной причиной, которая приводит к выходу насоса из строя, является его эксплуатация без соблюдения правил. Часто владельцы скважин, предназначенных для обеспечения водоснабжения, игнорируют, чтобы четко выполнялись требования, которые предъявляет инструкция по эксплуатации оборудования и предписания, указанные в паспорте на него.
Самыми большими причинами, вызывающими замену скважинных насосов, могут быть:
- Оборудование используется большей мощности, чем необходимо. Многие считают, что в этом случае можно изменить объем подачи, а на практике это приводит лишь к всасыванию песка, что провоцирует поломку крыльчатки.
- Организация плохого качества электроснабжения.
- Постоянные перепады напряжения или регулярные отключения и включения не смогут долго выдерживать даже самые надежные насосы, цена которых достаточно высокая.
- Ил или песок, которые содержатся в воде, оказывают негативное воздействие на оборудование.
- Естественный износ, наступающий при активном применении оборудования.
- Включение и работа насоса «в сухую», что связано с установкиой агрегата выше, чем динамический уровень жидкости, установившийся в скважине. Такой режим способствует возникновению гидравлического удара.
Критерии выбора скважинного насоса
Прежде чем приобрести агрегат необходимо своими реками произвести измерения объема слоя воды в источнике и глубину скважины. Сделать это можно простым средством измерения: на конец веревки привязывается грузик и опускается в скважину. На фото изображена схема монтажа глубинного насоса.
Выбор глубинного насоса выполняется в такой последовательности:
- Рассчитывается интенсивность эксплуатации насоса, что зависит от объема потребляемой воды.
- Не стоит приобретать дешевую модель. Необходимо внимательно изучить характеристики устройства и отзывы о нем.
Насос рассчитан на длительную эксплуатацию, поэтому это долгосрочное вложение. К тому же демонтаж и последующий ремонт или замена насоса очень затратные процедуры. - Особое внимание, при изучении технических характеристик насоса, нужно обратить на следующее:
- установлена ли защита скважинного насоса от сухого хода и перегрузки;
- все его детали должны быть изготовлены с применением нержавеющей стали, что значительно должно увеличить срок службы изделия.
- Обращается внимание на требования к электросети, сможет ли сеть в доме их обеспечить.
Неисправности, которые встречаются наиболее часто
Необходимость выполнения ремонта и возможные причины приведены в таблице:
Неисправность | Причина возникновения |
Насос не качает воду из скважины | Было приобретено некачественное, дешевое оборудование. Поэтому сломаться может все, что угодно. Такие поломки могут стать причиной выхода из строя любых элементов системы водообеспечения. |
Не работает насос в скважине | Здесь может банально выйти из строя трос. Применять в этом случае лучше трос нержавеющий для скважинного насоса, что позволит использовать его гораздо дольше. |
Насос работает с перебоями, хорошо слышны посторонние шумы | Необходимо выполнить защиту от сухого хода агрегата. Смазка должна выполняться вовремя. В противном случае может возникнуть эрозия в рабочих частях устройства, в частности у крепежных винтов или колес. |
Произошел гидроудар | Это может произойти тогда, когда обратный клапан для скважинного насоса перестал работать, что требует его замену. |
Насос в скважине перестал работать | Поломался обратный клапан насоса. |
Вышел из строя мембранный аккумулятор | Произошли неисправности в проводке. |
Особенности устройства скважинного насоса
После выяснения причин поломки можно приступить к его починке.
Перед тем как разобрать скважинный насос нужно познакомиться с его устройством:
- Корпус – основа любого насоса, изготавливается чаще всего в виде металлического цилиндра.
- В корпусе монтируется вал.
- На валу одета крыльчатка.
- От двигательного отсека крыльчатка отделена особым вкладышем, через который проходит вал.
- Крыльчатка состоит из набора повторяющихся дисков, которые чередуются в таком порядке:
- 1 — первый диск белого цвета с внешними лопастями;
- 2 — первая шайба черного цвета, которая по диаметру совпадает с белым диском;
- 3 — первый с внутренними лопастями «стакан»;
- 4 — второй диск с лопастями, белого цвета;
- 5 — вторая шайба;
- 6 — третий диск с лопастями, белый;
- 7 — второй с внутренними лопастями «стакан»;
- 8 — третья шайба;
- 9 — четвертый с внешними лопастями диск;
- 10 — третий с внутренними лопастями «стакан»;
- 11 — четвертая шайба;
- 12 — четвертый с внутренними лопастями «стакан»;
- 13 — пятая шайба;
- 14 — заглушка с перфорацией по центру, белая;
- 15 — крышка с круглым по центру отверстием, черная;
- 16 — короткий цилиндр на дне с сеткой, или фильтрующий элемент.
При сборке небольшая антифрикционная шайба устанавливается между каждым элементом. Цвет их синий или белый. Остальные элементы: шайбы, диски и стаканы изготавливаются из полиамида.
Как выполнить ремонт скважинного насоса
Существуют три причины выхода насоса из строя:
- Если заилилась крыльчатка.
- Разрыв электрического кабеля.
- Вышел со строя узел моторного отсека, статор или ротор.
При диагностике причин неисправностей следует придерживаться таким правилам:
- Если при тестовом пуске у извлеченного из скважины агрегата вращается вал, то именно крыльчатка является проблемной областью. Достаточно почистить ее от ила и устройство можно в обратном порядке собирать.
- Если насос не включился, то необходимо проверить силовой кабель. Если есть напряжение на клеммах моторного отсека, то кабель цел, а если отсутствует, то его понадобится заменить новым.
Устранение обрыва с помощью пайки или скрутки — не самое лучшее решение вопроса. В этом случае герметичность кабеля будет нарушена. - Если кабель цел, то проблема неисправности в двигателе. Насос понадобится разобрать до моторного отсека, чтобы извлечь и перемотать статор или ротор.
- И каждый раз ремонт агрегата нужно начинать с полной разборки.
Процесс как разобрать насос скважинный выглядит следующим образом:
- На насосе с торцевой части свинчивается короткий цилиндр, имеющий перфорированное дно, выполняющее роль фильтрующего элемента, который предохраняет крыльчатку от заиливания.
- С вала мотора насоса снимаются все шайбы, диски и «стаканы».
Совет: Все многочисленные элементы нужно укладывать на ровную поверхность, в порядке вынимания из корпуса. В состав крыльчатки входит 16 деталей, плюс такое же количество антифрикционных шайб.
- Удаляется стопорное кольцо двигателя, которое закрывает его крышку. Для этого необходимо киянкой аккуратно ударять по верхнему штуцеру, двигатель сдвинуть вниз, затем, потянув за шнур, поставить его на место. После всех операций уплотнительное кольцо должно оставаться в «сдвинутом» положении.
- Стопорное кольцо ударом отвертки смещается в наиболее близкую часть к корпусу. Стопор перекосит, что даст возможность его вынуть.
- Отсоединяются провода, после вскрытия крышки соответствующего отсека, и, с помощью отвертки и киянки, «выколачивается» двигатель из корпуса.
- Все входящие элементы крыльчатки необходимо промыть, высушить.
- Двигатель диагностируется и, при необходимости, направляется на ремонт в специализированную мастерскую.
- Сборку насоса производится в обратном порядке.
Как выполнить ремонт скважинного насоса хорошо показывает видео в этой статье. Возобновить работоспособность системы, чаще всего, можно выполнив ремонт, но если это невозможно, необходимо заменить насос полностью.
Комментарии
Добавьте комментарий